Вы находитесь: » Об Институте

Об Институте

Научно-исследовательский институт мостов был создан в 1946 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 31.07.1946г. №1709 (Приказ министра путей сообщения СССР от 7.12.1946г. № 868 Ц).
В приказе о создании института и положении о нем были определены основные направления деятельности:
1) выработка технологии и оборудования для создания типовых сварных металлических пролетных строений;
2) изыскания рациональных типов мостовых конструкций для индустриального изготовления и скоростного строительства мостов;
3) разработка новых методов производства работ по строительству мостов;
4) изучение мостового хозяйства МПС и обобщение опыта эксплуатации мостов;
5) разработка и изготовление опытных образцов новых типов измерительных приборов, применяемых при эксплуатации мостов и в путевом хозяйстве.
На НИИ мостов Указанием МПС России от 9.03.2000г. № И-503у возложены функции головной организации железнодорожного транспорта в области:
• Создания и экспертизы технологий, нормативных документов, проведения научных исследований по вопросам изготовления, эксплуатации и строительства инженерных сооружений, выполнения работ по инспекции качества изготовления, строительства и эксплуатации искусственных сооружений;
• Метрологической экспертизы методов, средств, технологий и нормативных документов по неразрушающему контролю на железнодорожном транспорте, а также методического руководства единой системой сертификации персонала и аккредитации подразделений неразрушающего контроля технических объектов железнодорожного транспорта.
При создании института перед ним была поставлена сложная задача. Довоенный опыт применения сварки в металлических мостах был крайне недостаточен. Применение сварки при восстановлении и скоростном строительстве мостов в военное время не имело соответствующей научной базы и привело к появлению массовых дефектов, главным образом в виде трещин, что вынудило Министерство путей сообщения прекратить изготовление сварных мостов.
В соответствии с основными направлениями деятельности были организованы отделы сварки, металлических мостов, опор, железобетонных конструкций, лаборатории сварки и контроля, а также мостоиспытательная лаборатория. Комплексные исследования и опытные работы по проблеме создания сварных пролетных строений для железнодорожных мостов развернулись в институте уже в 1947 году. Начались исследования в области рациональных типов сварных пролетных строений, материалов для их изготовления, заводской технологии и монтажа. Были организованы обследования и испытания эксплуатируемых и вновь сооруженных сварных мостовых конструкций. Решались также вопросы индустриализации строительства мостовых опор. Создавалось специализированное оборудование для изготовления и монтажа сварных конструкций, а также приборы для их испытания. Одновременно с проведением научно-исследовательских работ велись работы по созданию лабораторной базы института мостов, испытательных установок, мастерских и других вспомогательных подразделений.
Успешные поиски рациональных сварных мостовых конструкций и прогрессивной технологии сварки, осуществленные в Институте злектросварки и НИИ мостов в конце 40-х и начале 50-х годов, позволили создать впервые в стране цельносварные пролетные строения со сквозными фермами средних пролетов под железную дорогу. В 1953 г. на мосту через р. Болва на Московской железной дороге были установлены два опытных цельносварных пролетных строения длиной по 66 м, одно из которых было разработано в НИИ мостов, другое - в Институте электросварки. Впервые в практике мостостроения автоматическая сварка была использована не только в заводских условиях, но и на монтаже.
В 50-х - 60-х годах НИИ мостов в тесном контакте с ведущими научно-исследовательскими, проектными институтами и мостовыми заводами страны выполнил ряд актуальных исследований и разработок, направленных на дальнейшее совершенствование конструкций металлических железнодорожных мостов. Исследованы и рекомендованы мостостроения применяемые до настоящего времени низколегированные стали марок 15ХСНД и 10Г2СД, замкнутые коробчатые бездиафрагменные типы сечений элементов решетчатых главных ферм пролетных строений мостов. разработаны сварочные автоматы и технологические приемы сварки, позволяющие существенно повысить производительность работ при обеспечении их высокого качества и минимального расхода сварочных материалов.
Необходимость постановки в НИИ мостов исследований по разработке методов и средств неразрушающего контроля сварных соединений в заводских и полевых условиях определялась комплексом работ по внедрению сварки в мостостроении. В 1947 году в Институте создается лаборатория радио-и гаммаграфирования. Данные исследования были поставлены в то время, когда еще не была известна принципиальная возможность ультразвукового контроля сварных швов вообще. Работы выполнялись в тесном содружестве с НИИХИММАШ, МВТУ им. Н.Э. Баумана и ЦНИИТМАШ. Параллельно обосновываются принципы построения специализированных дефектоскопов для контроля сварных соединений и создаются их первые образцы, имеющие ряд принципиальных отличий от зарубежных приборов аналогичного назначения. В 1956 - 1957 годах разрабатываются и утверждаются «Правила контроля сварных соединений при изготовлении пролетных строений железнодорожных мостов», где метод ультразвуковой дефектоскопии предусматривается для окончательной оценки качества стыковых и тавровых соединений. Таким образом, мостостроение явилось первой отраслью, применившей ультразвуковую дефектоскопию для окончательной оценки качества сварных соединений. С этого времени ультразвуковой метод - основной метод контроля сварных соединений при изготовлении пролетных строений на всех мостовых заводах и сборке пролетных слоении на монтаже.
Большим вкладом Института в развитие отечественного мосто¬строения явились первые в нашей стране работы по применению при строительстве мостов нового типа монтажных соединений - высокопроч¬ных болтов. Данный тип соединений получил в короткое время широкое распространение в практике строительства и усиления не только мос¬тов, но и других стальных конструкций. Впервые в СССР использование высокопрочных болтов при строительстве мостов было осуществлено в 1959 году под техническим руководством сотрудников НИИ мостов на монтаже пролетного строения длиной 48 м через р. Тезу на Северной железной дороге. Уже первый опыт применения этого прогрессивного вида соединений позволил в три-четыре раза уменьшить трудоемкость монтажных работ по сравнению с клепкой. Успехи в области сварки и освоения фрикционных соединений позволили полностью вытеснить клепку не только на заводах, но и на монтаже. Таким образом, к началу 60-х годов была создана в основном научно-техническая база для перехода в мостостроении к современным болто-сварным конструкциям.
Результаты проводимых в НИИ мостов исследований в области металлических мостов нашли широкое применение и при строительстве ряда крупных сварных городских и автодорожных мостов, в том числе через Неву и ее рукава в Ленинграде, Обь в Новосибирске, Шексну в Череповце, канал имени Москвы у Химок и другие.
Разработанные в институте технология и оборудование для монтажной сварки, методика и аппаратура ультразвукового контроля качества сварных швов были использованы также при строительстве мостов через реку Красную во Вьетнаме, каньон р. Раздан в Армении и др. При контроле качества монтажной сварки на мосту через р. Красную впервые применены разработанные в НИИ мостов способ продольно-поперечного сканирования и устройство типа РУППС, реализующее этот способ. В настоящее время сотрудники института осуществляют научное сопровождение работ по монтажной сварке и контролю ее качества при строительстве моста через р. Амур в г. Хабаровске.
В 70-е - 80-е годы НИИ мостов в содружестве с проектными строительными организациями и мостовыми заводами продолжал работы по дальнейшему совершенствованию конструкций, технологии изготовления и монтажа металлических мостов. Одним из актуальных направлений в этой области являлось создание пролетных строений средних и больших пролетов со сварными герметически замкнутыми коробчатыми элементами главных ферм. В 1979 г. на мосту через р.Ловать Октябрьской железной дороги установлено первое в нашей стране опытное 66-метровое болто-сварное пролетное строение, элементы главных ферм которого выполнены в виде сварных герметически замкнутых коробчатых элементов. Конструкция создана на Воронежском мостовом заводе по проекту института Гипротрансмост при научно-технической помощи НИИ мостов. В середине 80-х годов были завершены работы по созданию проекта новых типовых пролетных строений средних и больших пролетов с герметически замкнутыми элементами главных ферм.
Крупным вкладом НИИ мостов в развитие технического прогресса в мостостроении явились работы по созданию глубоких фундаментов мостовых опор из железобетонных свай и оболочек, погружаемых в грунт вибраторами. Этот прогрессивный тип фундаментов, вытеснивший дорогостоящие опускные колодцы и кессоны, в настоящее время получил широкое распространение и признание во всем мире. В конце 40-х - начале 50-х годов сотрудниками НИИ мостов в содружестве с Ленгипротрансмостом разработаны предложения по конструкции железобетонных свай-оболочек, создан низкочастотный вибратор-погружатель. Первым в стране искусственным сооружением, где применены новые конструкции и технология сооружения бескессонных фундаментов глубокого заложения, был небольшой мост через р.Медянка Куйбышевской железной дороги, построенный в 1953 году. Через год новый тип фундаментов был применен на строительстве большого железнодорожного моста длиной около 300 м через р.Клязьму у г.Коврова. Успешное строительство этих мостов доказало техническую состоятельность новых подходов к сооружению фундаментов опор и явилось основой для широкого распространения этого прогрессивного типа конструкций. В течение последних двух десятилетий институт мостов проводит работы, направленные на повышение надежности и долговечности опор эксплуатируемых мостов. Для обоснования оценки состояния опор в институте усовершенствована методика обследования их подводной части с помощью телевизионных установок и подводного фотографирования, разработана установка для выбуривания под водой образцов бетона с целью исследования его физико-механических характеристик. Проведены экспериментально-теоретические работы по оценке динамики развития повреждений опор, предложены материалы для ремонта и соответствующие технологические решения. Вместе с ЦНИИСом, проектными, конструкторскими и строительными организациями НИИ мостов принимал участие в работах по созданию нового типа столбчатых опор для применения в условиях вечной мерзлоты, оказывал научно-техническую помощь проектным и строительным организациям в сооружении мостов и труб на Байкало-Амурской магистрали.
Специальные исследования, выполненные в содружестве с ЦНИИСом, Новосибирским и Московским институтами инженеров транспорта, проектными институтами и мостовыми заводами, позволили создать надежные в эксплуатации в суровых климатических условиях конструкции металлических и железобетонных пролетных строений. Сотрудниками НИИ мостов разработаны требования к материалу и технологии заводского изготовления болто-сварных металлических пролетных строений «северного исполнения», впервые примененных в практике отечественного мостостроения при строительстве моста через р.Лену у г.Усть-Кута. Активную роль институт играл при сооружении и приемке в эксплуатацию самого большого перехода БАМ - моста через Амур у г.Комсомольска-на-Амуре. В процессе строительства на БАМе искусственных сооружений нового типа и в последующие годы институт осуществлял систематические полевые наблюдения за их состоянием, деформациями, особенностями напряженного состояния. На базе этих материалов вносились необходимые изменения в проекты, технологию строительства, направленные на повышение надежности и долговечности сооружений.
Проблема возведения на БАМе мостов в условиях сочетания вечной мерзлоты с высокой сейсмичностью обусловила необходимость быстрого решения вопросов сейсмостойкого мостостроения. В НИИ мостов получен ряд важных результатов расчета и защиты мостов при сейсмических воздействиях, нашедших отражение в практике их проектирования и строительства.
В последние два десятилетия важнейшее место в тематике научно-исследовательских работ института занимает разработка наиболее актуальных вопросов эксплуатации искусственных сооружений. Происходящие изменения в условиях эксплуатации мостов требуют объективной оценки возможности и условий безопасного пропуска по ним поездных нагрузок, существенно отличающихся по схемам и величинам от тех, которые в свое время учитывались при их проектировании. Для решения такой задачи необходимы надежные способы расчетной оценки грузоподъемности эксплуатируемых сооружений и силового воздействия на них различных типов подвижного состава, включая намеченные к перспективному применению. НИИ мостов в содружестве с Департаментом пути и сооружений МПС России и МИИТом усовершенствовал такую расчетную систему, широко используемую на всей сети железных дорог. При этом методы оценки несущей способности железобетонных мостов созданы впервые в мировой практике.
Значительный эффект при реконструкции и строительстве мостов позволило получить применение бескатковой надвижки пролетных строений на опоры с использованием в устройствах скольжения современных антифрикционных материалов типа фторопласт, нафтлен, металлофторопластовая лента. Это ведет к значительному уменьшению металлоемкости и стоимости накаточных путей, снижению трудоемкости и сроков монтажа. В НИИ мостов в 60-х годах были осуществлены всесторонние исследования свойств этих материалов, разработаны конструкции накаточных устройств и технология производства работ. Впервые в отечественной практике бескатковая надвижка была применена в 1967 году Мостостроем-5 при техническом руководстве НИИ мостов на строительстве виадука через овраг Лорупе на автодороге Псков - Рига.
Одним из важнейших путей повышения производительности труда при содержании искусственных сооружений является механизация ремонтных работ. Работы в этой области институт проводил в трех основных направлениях: разработка передвижных ремонтных мастерских на базе автомашин и других транспортных средств; создание для выполнения наиболее трудоемких работ по капитальному ремонту специализированных машин; разработка эффективных высокопроизводительных методов очистки элементов металлических мостов. В настоящее время для мостовых бригад дистанций пути изготовлено около 130 универсальных мосторемонтных летучек конструкций НИИ мостов и ПТКБ ЦП МПС.
Научный анализ материалов, полученный при систематических полевых исследованиях по фактической работе искусственных сооружений в различных условиях эксплуатации, в том числе экстремальных: на грузонапряженных участках, линиях скоростного движения поездов, в районах вечной мерзлоты, сурового климата и др., позволяет объективно определять главные направления и пути улучшения служебных характеристик сооружений, совершенствования норм и правил их проектирования, строительства и эксплуатации. Анализ состояния на основе результатов испытания эксплуатируемых мостов, а также всестороннее изучение особенностей работы новых, опытных и внеклассных сооружений постоянно входят в тематические планы научных исследований НИИ мостов с первых лет его существования. Ежегодно сотрудники института осуществляют полевые работы на объектах железнодорожной и автодорожной сети страны. Крупнейшими объектами, испытаниями которых перед вводом их в эксплуатацию занимались сотрудники НИИ мостов, являются мосты А.Невского и Петра Великого через Неву, через Сайменский канал (г.Выборг).
НИИ мостов является основным разработчиком нормативной документации по эксплуатации инженерных сооружений и по подготовке норм на проектирование и строительство искусственных сооружений и конструкций. Наиболее крупной работой в этой области являются «Временные технические условия на проектирование и строительство моста через пролив Невельского (о.Сахалин)», выпущенные в 2001 г и «Технические указания по применению металлических гофрированных конструкций», находящиеся в настоящее время на утверждении в МПС.
Большой цикл исследований провел НИИ мостов в области динамики железнодорожных мостов. Теоретические и уникальные натурные экспериментальные работы по изучению процессов взаимодействия мостов с подвижным составом при скорости движения до 200 км/час позволили разработать современные способы учета динамического воздействия поездов на мосты и установить нормативные требования к их жесткости.
В 2001 году НИИ мостов совместно с СибГУПС (г.Новосибирск) внедрил в промышленную эксплуатацию на всей сети железных дорог России автоматизированную систему управления эксплуатацией и ремонтом пути и сооружений (АСУ ИССО_Win). В последние два года на сеть железных дорог переданы в промышленную эксплуатацию автоматизированные программы по тестированию и обучению линейных работников, занимающихся эксплуатацией пути и сооружений и электронный банк данных нормативных документов путевого хозяйства.
В течение многих лет в институте ведутся теоретические, экспериментальные и опытно-производственные работы по созданию и совершенствованию безбалластного мостового полотна на железобетонных плитах для эксплуатируемых и вновь сооружаемых металлических мостов. Первое опытное безбалластное мостовое полотно из железобетонных плит конструкции НИИ мостов было уложено на путепроводе через Земледельческую улицу в Ленинграде, на Октябрьской железной дороге на мосту 133 км линии Санкт-Петербург - Москва, а затем на мостах Московской, Прибалтийской и других железных дорог. В 1975 году безбалластное мостовое полотно было уложено на мосту через р. Амур в Комсомольске-на-Амуре, в 1987 году - на новом Финляндском мосту через р.Неву в Ленинграде. В настоящее время безбалластное мостовое полотно конструкции НИИ мостов получило широкое распространение и является типовым. В последние годы продолжались работы по совершенствованию узлов прикрепления железобетонных плит к балкам проезжей части, по повышению долговечности конструкции.
Институт является одним из признанных лидеров в создании, совершенствовании и внедрении в широкую практику железнодорожной отрасли методов и средств неразрушающего контроля сварных соединений. В результате работ Института в 1961 году была утверждена ЦП МПС методика и инструкция по ультразвуковому контролю сварных стыков рельсов на РСП. К 1965 году ультразвуковой контроль стал неотъемлемой частью технологического процесса на РСП, а с 1968 года и в пути. Ежегодно на РСП контролируется более 600 тысяч сварных стыков, а в пути - более 2 миллионов. Параллельно с разработкой методологии контроля в НИИ мостов создаются принципы построения специализированных дефектоскопов типа УЗД-НИИМ-5 для контроля сварных соединений. Синтезированная в то время функциональная схема дефектоскопа стал классической: на ее основе разработаны и выпущены промышленностью дефектоскопы УЗД-59ИМ, УЗД-60ИМ, ДУК-11ИМ, ДУК-13ИМ, «Рельс-6» общим числом более 7 тыс.шт., имевшие принципиальные преимущества по сравнению с другими аппаратами. Предложенные НИИ мостов принципы и теория ультразвуковой дефектоскопии позволили создать первый дефектоскоп многоцелевого назначения УЗД-НИИМ-6М, который в настоящее время является основным рельсовым дефектоскопом (эксплуатируется более 2,5 тыс. приборов) и не имеет аналога за рубежом. С 1978 г. освоено производство новых приборов агрегатированного комплекса типа «Рельс-4», «Рельс-5, и «Рельс-6». Серийное производство средств контроля и переход к массовому внедрению ультразвуковой дефектоскопии потребовали разработки научно-обоснованных принципов определения, измерения и эталонирования основных параметров контроля, обусловливающих достоверность его результатов. Разработанное НИИ мостов в
1965 г. совместно с другими организациями «Положение о применении ультразвуковой дефектоскопии для контроля качества сварных соединений» было утверждено как общесоюзное и явилось основой созданных институтом позднее семи государственных стандартов. К значительным научным результатам в области ультразвуковой дефектоскопии, полученным в НИИ мостов, относятся разработка теории автоматизированного ультразвукового контроля сварных соединений, создание автоматизированных компьютерных систем обработки данных скоростного контроля рельсов,
Важное место в работах НИИ мостов последних лет занимает развитие и совершенствование системы неразрушающего контроля деталей и узлов вагонов. Совместно с ВНИИЖТ, НИКИМТ и другими организациями выполнены исследования методов, разработка и освоение серийного дефектоскопа УДС 1 -22 ( 1992 г.) и устройств УСК-З (1995 г.), широкое внедрение технологий ультразвукового контроля элементов колесных пар, а также сварных швов котлов цистерн вагонов.
НИИ мостов развивал и поддерживает тесные контакты с заказчиками и потребителями научно-технической продукции: Министерством путей сообщения и железными дорогами страны, проектными организациями.
Институт является известной в стране и за рубежом научной организацией, имеет многолетние тесные контакты со странами ближнего и дальнего зарубежья – Казахстаном, Молдавией, Эстонией, Латвией, Германией, Монголией, Южной Кореей, Чехией по вопросам обследования инженерных сооружений и неразрушающего контроля.
За годы существования института создана научная школа по надзору за эксплуатацией пути и сооружений, воспитан целый ряд высококвалифицированных специалистов и ученых: 7 человек защитили докторские диссертации и более 50 - кандидатские. Многие из них участвуют в учебном процессе ПГУПСа. В институте сейчас работают 2 доктора и 9 кандидатов технических наук.
Работы НИИ мостов получили широкое признание инженерной и научной общественности страны. Коллектив института награжден двумя дипломами ГКНТ и ВЦСПС, пятью дипломами ВДНХ СССР, два сотрудника были удостоены Ленинской премии, два - Государственной премии, трое стали лауреатами премий Совмина СССР. Работы НИИ мостов неоднократно экспонировались на ВДНХ, многие сотрудники награждены медалями Выставки.
Сотрудниками института получены патенты на изобретения.
Сотрудники института обладают достаточным опытом и квалификацией для решения задач по содержанию мостов и железнодорожного пути при высоких скоростях движения поездов, разработке новых конструкций для высокоскоростных линий, развития методов и технологий неразрушающего контроля объектов путевого хозяйства. Институт работает и будет продолжать работать в этих направлениях.